Сегодня:

Челябинск
Происшествия в Челябинске

Omgomg darkmarket

omgomg darkmarket

ru1.1omgomg.net


Последние комментарии
avatar
Гость
За Москвой донашиваем их автобусы. Ну а что все логично, все новое в Москву. А на сэкономленные деньги администрация...
22 марта 2024 16:52
avatar
Гость
Вообще нечем же дышать! Я на выходных прямо задыхалась, и вонь эта в воздухе постоянно! Котова, ты раз уж со снегом не...
18 марта 2024 16:34
avatar
Гость Ирина
Как можно в Челябинский планетарий попасть? Как в 20 году все закрылось, с тех пор никак не могу попасть, все закрыто....
18 марта 2024 16:31
avatar
Гость
А при декларации с них нужно какие то налоги заплатить или просто отметку сделать и можно вывозить?...
12 марта 2024 13:23
Мир74.ру » Происшествия » Вардкес Авакян: «Старайтесь не быть скульптором»

Вардкес Авакян: «Старайтесь не быть скульптором»

Поделитесь статьей:
Оцените статью:  0

В Челябинск Авакяна «позвал» мрамор. Теперь мы знаем его, как автора памятника И.В. Курчатову, фигур Студента и Медика, которые украшают крупнейшие вузы города, памятников композиторам М.И. Глинке и С.С. Прокофьеву и более сотни других работ. Скоро главный проспект Челябинска украсит и ещё одно произведение мастера.

Хватает ли нашему городу скульптур, и изменился ли взгляд на творчество у современных художников, мы узнали у Вардкеса Авакяна.

- Вардкес Айкович, какой была ваша первая работа, и как вы поняли, что хотите заниматься именно скульптурой?

- Когда ещё был школьником, помогал отцу плотнику делать деревянные колёса для большой арбы и приклады ружья. Он говорил, что у меня получалось лучше, чем на заводе. Можно сказать, что это мои первые работы, тоже в своём роде творчество. Может, тогда меня и потянуло на скульптуру, я понял, что эта профессия мне подходит. И почему-то думал, что она для сильного человека: нужно быть каменотёсом, рубить породу, не все же пойдут на это. Первая работа, которую я выставил, называлась «На допросе» - девушка со связанными руками. Я даже не знаю, где она сейчас находится: тогда из салона кто-то её купил.

- Вашим любимым материалом для скульптур сразу стал именно мрамор. Почему?

- Когда появилось человечество, оно начало оставлять свою историю на камне, основе всего. Мрамор – материал неприхотливый, главное не пачкать его жиром. У нас и Драмтеатр из мрамора стоит и при морозах, жаре, и ничего. Кроме того, этот материал здорово воспитывает художника. Представляете, каким вы должны быть внимательным в этом плане: если снимите с камня лишнего – уже не добавите. Иногда именно так и бывает: зрители не замечают, а тебя всё равно коробит. Поэтому, я «советую» творческим людям, стараться не быть скульптором.

- Ваш коллега – пермский художник Константин Собакин рассказывал, что его по творческой стезе направил шурин, случайно заметивший рисунок. А как ваша семья относилась к увлечению скульптурой?

- Отец мой был против, говорил: «Сырая глина, подвал – зачем это тебе нужно?». А дядя наоборот считал, что я должен стать скульптором. Я приехал из своей деревни в Ереван, сдал экзамены в художественное училище и поступил. Хотя у многих, кто занимался там на подготовительных курсах, этого не получилось. Защитив диплом на «отлично», я работал на стройках, в мастерских у скульпторов. Затем я узнал, что на реке Коелга рядом с Челябинском есть мрамор, и приехал. И если бы месторождения мрамора были рядом с другим городом, поехал бы туда.

- Как вас встретил Челябинск?

- Здесь меня не принимали в Союз художников, были противники, которые не хотели брать нового скульптора в свои ряды. Находили причины. Обком партии попросил лепить портрет Ленина, а когда пришли смотреть работу, сказали что средств нет, поэтому и заплатят немного. Я согласился, тогда один из моих противников сказал, что это и так почётно, поэтому и платить не надо. А у меня тогда настроение было жуткое, я говорю ему: «Вот и дурак». Очень плохо говорил по-русски, а плохие слова, обычно быстрее приходят в голову. Напали на меня: «Как вы можете? Вы комсомолец?». Я говорю: «Нет». Я не хотел быть таким членом партии, как они. Когда все ушли, я сломал портрет.

- Это по тем временам достаточно серьёзное «непослушание». И, тем не менее, в Союз художников вам всё же удалось вступить. Каким чудом?

- Тогда я работал в театре Оперы и балета скульптором-бутафором, а всё свободное время посвящал творчеству. Первые работы «Целинник» и один из портретов я отослал на всесоюзную выставку в Москве, и они прошли. Через некоторое время из столицы прислали телеграмму: «Авакяна срочно принять в кандидаты в члены союза художников».

- Конечно, главным доказательством того, что вы достойны этого звания, стали ваши работы.

- Я отправил вторую скульптуру «Студент на стройке». И вот в Москве мы – уральские художники наблюдаем такую картину: Петровка, 28, стоит машина и грузит работы, среди которых и моя. Все решили, что это те, которые не прошли. Спросили, а нам в ответ: «Мы их увозим на выставку в Третьяковскую галерею»… Это говорит о том, что всё-таки я не был бездарным…

- Вардкес Айкович, какие изменения в нынешнем искусстве по сравнению с советским временем вы отмечаете?

- Когда не стало Советской власти, здорово поднялись бездарные художники. Сейчас искусство в плачевном состоянии… Талантливые люди всегда были скромнее, чем бездари и ушли немножко в сторону. За дело взялись обиженные на советскую власть, которые теперь любят пробивать себе дорогу и могут «задушить» ради своих целей. А потом ещё и говорят, что раньше не было свободы. Ерунда это всё… Я что хотел, то и делал, никто мне не мешал. И продолжаю также.

- Чего же не хватает современному художнику: идей или исполнения?

- Культуры. Без неё человек работает плохо: не понимает, что значит по-настоящему работать.

- Вы говорите, что искусство сейчас в плачевном состоянии. Как это отражается на красоте Челябинска в плане скульптур?..

- Скульптур у нас в городе мало. Наша беда в том, что мы не умеем смотреть произведения. Не было такого, что подошёл к «Студенту» или «Курчатову» и внимательно посмотрел. Только вскользь, как на эти бутафории на Кировке. Такие скульптуры больше подходят для сквера, а не для центральной улицы. Если мы решили воспитать молодёжь, то там должны быть выставлены самые лучшие произведения. Конечно, народу нравится, народ смеётся. Но ведь не бывает так, чтобы человек, увидев серьёзную работу, начал смеяться. Скульптура должна действовать на него, излучать особенное тепло.

- Скоро на Алом Поле появится ваша новая работа, символ свободы творчества. Расскажите, пожалуйста, о ней.

- На Алом Поле: храм, дворец пионеров, портреты детей-героев, Ленин и Орлёнок. И завершить этот комплекс как раз, и подходит «Свободой» - девушка с солнцем в руке, мчащаяся на коне. Пока есть только макет. Бронзовая скульптура будет в три раза больше. На сегодняшний день сделать памятник очень сложно. Например, хочешь установить его на одном месте, а власти там уже что-то строят. Мне предлагали варианты, но я ответил: «Дадите другую площадь, я вам предложу совсем другую работу».

Сколько и вокруг памятника Курчатову было разговоров: перенести, убрать, построить на его месте что-то другое. Смотрю – там полно детей, которые любят это место. Так пусть играют, но нужно тогда создать условия, чтобы не было, например, пыли. Даже ленинградский скульптор Михаил Аникушин говорил, что памятник очень удачно завершает проспект Ленина.

Ещё одна скульптура планировалась в 1998 году для мемориала «Золотая Гора»: человек, зажатый между двумя каменными глыбами, над которыми висит меч. Городские власти, которые тогда возглавлял Вячеслав Тарасов, посмотрели и сказали: «Это же страшно, безвыходное положение: если человек раздвинет камни, сверху на него упадёт меч». Я говорю: «Правильно, так и было». Потом в газете появилась статья: у Авакяна очень интересные мысли и идеи, но средств на её исполнение у нас нет. Вроде теперь там часовню поставили.

- Вардкес Айкович, все ваши работы отражают характер персонажа. И всё же вам больше нравится делать акцент на мимике лица или пластике тела?

- Раньше я увлекался портретами и так жалею, что последнее время забросил это. Сейчас я просто обязан вернуться к ним. Мне даже раньше задавали вопрос: «Почему вы женщин не лепите?». Теперь наоборот говорят: «Что-то вы много женщин лепите». Я люблю плавные линии, силуэты. Например, скульптура «Утро» нравилась многим женщинам на выставке, они говорили: «Как будто я позировала». Все идеи я беру из жизни, люблю наблюдать. Например, точно такую же композицию, как в скульптуре «Двое» вы часто увидите среди молодёжи: девушка обнимает за плечи сидящего молодого человека. Вообще, чем дольше я работаю, тем лучше: иногда даже не хочется уходить из мастерской…

Мария ЯКОВЛЕВА


Источник: gorod4e.ru
15 июл 2008, 15:28,
0 Комментариев    9 740 Просмотров
Пока нет ни одного комментария.
Добавьте комментарий первым!