13 июля 2010 года
г. Озерск, Челябинская область
ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА В ОЗЕРСКЕ:
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ, ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС
Обычный в Озерске будний июньский день. 14 часов. Кафе «Городок». За соседним со мной столиком «гуляет» – на столе бутылка шампанского» – небольшая компания женщин лет тридцати. Как оказалось, это будущие выпускницы вечерней школы праздновали сдачу ЕГЭ по математике. Вечерняя школа? А что, у нас в городе есть такое общеобразовательное учреждение?
Оказывается, есть. Называется, правда, оно по-другому – учебно-консультационный пункт (УКП) при школе №38. Прежнюю школу «в целях оптимизации расходования бюджетных средств» на образование 7 лет назад закрыли, так как в ней не было необходимых по нормативу 100 учащихся. Все эти годы вечерней школой – буду называть по-старому и по существу – бессменно руководит Валерий ПАРМЕНОВ. Забот у него и педагогического коллектива – «полон рот». Хватает их и у директора «альма матер» – школы №38 Светланы ВАСИЛЬЕВОЙ А в последнее время их еще и прибавилось: в Управлении образования Озерского городского округа упорно рассматривают вопрос о закрытии вечерней школы. Правда, надо отдать должное: в отличие от других городов, у нас в Озерске «по-живому не рубят». С директором школы советуются: «А вот вы, Светлана Ивановна, как считаете?» Главным аргументом сторонников закрытия учебного заведения такой формы является малая наполняемость классов учащимися и их «текучесть»: в начале учебного года занятия начали посещать 12 человек, а к экзаменам вышло всего 6.
– Конечно, – рассуждаем мы вместе со Светланой Ивановной, – 6 человек в классе – это очень мало. Однако, никто еще в России не отменял Закон «Об образовании», который гарантирует каждому жителю страны бесплатное среднее образование. С другой стороны, наши «вечерники» обходятся муниципальному бюджету по минимуму: за 7 лет школа ни копейки не получила деньги ни на коммуналку, ни на технику, ни даже на канцтовары. Расходы идут лишь на зарплату учителей.
– Я согласна, – говорит Светлана Васильева, – текучка – есть. Но она – неизбежна. Поскольку, практически, все учащиеся – люди семейные. У кого-то дети заболели, кто-то в декрет ушел, кого-то с работы не отпускают… Потом учащиеся отстают, так как восполнять пропущенное очень сложно. И они вынуждены покинуть школу. Особенно это прослеживается у девушек- военнослужащих, которым получать образование зачастую не удается из-за жесткого графика службы.
С другой стороны, «вечерники» – это самые благодарные выпускники. Они знаю цену знаниям. Эти люди учатся потому, что знания им нужны. Да, пусть из стен школы вышло всего 6 учеников. Но можно сказать и по-другому: вечерняя школа выпустила в свет целых 6 личностей! И как можно в этом случае задавать вопрос: «Надо ли?»
Если у чиновников от образования закрадываются сомнения, а директора школ и общественники взвешивают все «за» и «против», то у людей, которые дошли до финала, которые получили заветные «корочки» аттестата о среднем образовании, позиция однозначная: такие школы в нашем городе необходимы!
Юлия Майорова. После окончания 8 класса поступила в профессиональное техническое училище, после которого пошла работать. Сегодня ей 36 лет, и она трудится на одном из заводов производственного объединения «Маяк». В ее должностной инструкции кладовщика склада металлов прописано: наличие среднего образования.
– Закрывать вечернюю школу ни в коем случае нельзя! – убежденно говорит Юлия. – Потому что людям надо учиться. Цель в жизни у людей есть, а воплотить ее в жизнь при отсутствии образования они не смогут. Вечерняя школа для таких, как я – единственная возможность получения среднего образования. У меня было 21 год пропуска. А ведь сдавала единый государственный экзамен наравне с сегодняшними школьниками. И сдала, считаю, неплохо: по русскому языку набрала 59 баллов, а по математике – 38 (при минимальной планке в 21).
Подругу поддержала Наталья Егорова. После 9 класса она, чтобы помочь матери, пошла работать. Сегодня ей 31 год, и она трудится уборщицей на том же заводе градообразующего предприятия:
– Закрывать школу категорически нельзя! В середине прошлого года это уже пытались сделать. И тогда мы стали возмущаться: «А что же будет с нами?» Какая разница, сколько людей в классе? Ведь мы тоже люди… А вот если бы нам предложили ездить в вечернюю школу Кыштыма, то я бы однозначно это сделать не могла. Поскольку мы и так еле-еле успеваем на занятия в школе, которые в вечернее время начинаются в 5 часов. Я очень благодарна начальнику АХЧ нашего завода Мухаметшину Ринату Насибовичу за то, что он к моим стремлениям к знаниям всегда относился с пониманием. Огромное спасибо педагогам, которые за 2 года смогли не только вернуть те знания, которые были однозначно были позабыты, но и пополнить копилку знаний до уровня средней школы (у Натальи 68 баллов по ЕГЭ по русскому языку и 45 – по математике).
Обе молодые женщины намерены поступить в Южно-уральский политехникум на специальность «Химическая технология неорганических веществ» и уже подали туда заявления.
Глядя в чистые, немного после трудового дня усталые глаза этих молодых женщин, поверивших в себя, как-то не хочется вспоминать о чиновниках, способных одним взмахом пера закрыть дорогу другим соискателям заветного аттестата зрелости.
Председатель "Общественного антикоррупционного комитета" Сергей КИРИЛЛОВ:
– Пока государство дает таким людям право выбора. И лишать их этого права – безнравственно. Пусть это будет 10 человек в год… А может быть и 6… Что значит «довести» до ЕГЭ человека, который двадцать лет в школе отсутствовал? Вы представляете, какую ответственность берет на себя учитель вечерней школы, когда готовит к ЕГЭ взрослых людей, перерыв в учебе у которых более 10 лет? Это значит, что педагог, даже с этими шестью учениками будет работать по-особому, индивидуально и на износ. Перекрывать образование нельзя. Это неправильно!
С ним соглашается и депутат государственно думы Олег Смолин:
– Сейчас совершенно очевидно, что вечернюю школу ни в коем случае закрывать нельзя, поскольку образовательный потенциал – это ведущая часть человеческого потенциала. И никаких инноваций без развития этого человеческого потенциала создать невозможно.
А вот руководитель учебно-консультационного пункта Валерий ПАРМЕНОВ заявил по существу: «Задача педагога «вечерки»: вдохнуть в ученика жизнь и возродить его!»
ОзерскСобИнформ
Добавьте комментарий первым!